|
Методическое
обеспечение воспитательного процесса
Программа «Истоки»*
(Л.А.
Парамонова центр им А.В.Запорожца)
Эта программа
компенсирует недостающие разделы программы "Развитие"
разработанной в Учебном образовательном
центре имени Л.А.Венгера. Программа «Истоки» - это базисная программа развития
ребенка-дошкольника, рекомендованная Министерством образования РФ и
Московского комитета образования. Высоко оцененная
педагогами-практиками, воспитателями, методистами, программа «Истоки» с
каждым днем все шире используется в работе дошкольных учреждений в самых
разных регионах страны. Программа основана на многолетних
психологических и педагогических исследованиях, проводимых центром
«Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца и учитывает важнейшие достижения
в области отечественной и мировой педагогике и психологии.
В программе
под редакцией Л.А.Парамоновой, комплексно определены
характер и содержание современного педагогического процесса,
направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка
дошкольного возраста в детском саду. Программа "Истоки" реализует важнейший принцип
гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между
собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь
образовательной программой нового поколения, "Истоки" отражает
непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в
возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих,
способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям
ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития;
сохранение и укрепление здоровья.
Программа строится в соответствии с дидактическими принципами
воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого
возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития:
социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются
особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и
старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов
деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой
деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного
возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все
структурные компоненты программы и ее содержание в целом.
"Социальное развитие" характеризуется общением ребенка со взрослыми
(родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим не каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и
разнообразные виды детской деятельности - главные условия усвоения
ребенком нравственный ценностей, национальных традиций, любви к своей
семье и Родине, основа формирования его самосознания.
В
«Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и
обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов
и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее
в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих
проблем.
"Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования
эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка
средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное
искусство). в основе художественного развития - формирование
художественных способностей; детское творчество; интеграция различных
видов деятельности.
В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа
жизни, физической культуры. Дети получают представления о собственном
теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что
позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать
опасности.
В программе выделены новые, самостоятельные разделы "Здоровье", "Речь и
речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок",
"Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.
Так, в разделе "Здоровье" отражены современные представления о здоровье
ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду
рекомендации по его организации. А также: * характеристика возрастных возможностей детей; * общие показатели развития; * базисные характеристики личности; * рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении,
созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с
семьей, работе психолога в ДОУ.
*Программа «Истоки»
под редакцией центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца
под
руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой М.., 2003г. |